РЖАВЫЙ «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ» ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

РЖАВЫЙ «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ» ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

Gallipoli mapВ 1915 году, во время десантирования британских войск на турецкий полуостров Галлиполи с моря впервые были применены оригинальные идеи, давшие практический толчок к развитию десантной техники. Так, капитан третьего ранга британского флота Унвин предложил оригинальный вариант ускорения массированной высадки на юге полуострова, на мысе Хеллес. Его идея — спрятать около двух тысяч солдат в старом угольщике «Ривер Клайд» и, как бы невзначай, посадить его на мель у мыса Хеллес. Сразу после этого, между ним и берегом становятся два лихтера и буксир, сцепляются друг с другом и образуют мост на берег.
Сам старый пароход подвергся существенной переделке. Вдоль его бортов были прорезаны ряды дверей, выходящие на приваренные снаружи горизонтальные трапы, ведущие к платформе на носу, с которой во время высадки на «мост» сбрасывались сходни. Предполагалось, что во время высадки под прикрытием пулеметов на носу угольщика за несколько минут весь десант окажется на берегу. Правда, на деле все пошло совсем по-другому.
…В пять утра 25 апреля 1915 года британский линкор «Альбион» в течение часа обстреливает позиции турецких войск в зоне высадки на мысе Хеллес. Ответного огня с берега не ведется. В дело вступает «Ривер Клайд» — вместе с парой десятков лодок с десантом старый угольщик медленно идет к берегу и в 6.22 планово садится на мель.
Удача? Не тут-то было. Через мгновенье лодки с десантом накрывает ураганный огонь из турецких окопов. Мало кому из десантников удается добраться до берега и укрыться за небольшой отмелью на дальнем конце пляжа. Остальные убиты в своих лодках. Десятки «плавучих могил» течение медленно понесло от берега в море.
С «мостом» тоже не все в порядке. Между «Ривер Клайдом» и берегом остается глубокая полоса воды, а подошедший буксир выбрасывают на берег бурные воды. Чтобы подогнать и связать два лихтера, Унвин и еще один моряк прыгают за борт с канатом в руке и привязывают лихтеры перед носом корабля. Стоя по пояс в воде, Унвин, наконец, дает команду десанту на угольщике: «Вперед!» Но, выбежав на трапы с двух бортов, те сразу же попадают под шквальный огонь турецких снайперов, к тому времени уже расправившихся с десантом на лодках. Трапы мгновенно забиты убитыми и ранеными. К этой беде прибавляется еще одна — один из лихтеров вместе с ранеными из первых рядов десанта уносит в море.
Gallipoli5С самолета, пролетавшего над местом высадки видно, что море на полсотни метров от берега стало красным от крови. Высадка останавливается. Унвин и члены его экипажа по очереди удерживают лихтер и носят с берега раненых. К 9.30 до укрытия на берегу добралось чуть более двухсот человек. Но комдив генерал Хантер-Вестон не в курсе того, что творится на берегу и дает команду на высадку основной части десанта. По дороге к берегу транспорты встречают скорбную процессию лодок, заполненных убитыми. Снова задержка. Отмена операции? Совсем нет. Лодки освобождают от тел, и они готовы снова идти вперед.
То, что высадка – бессмысленная бойня, не понимают даже храбрые британские генералы. Подошедшему к угольщику на катере генералу Напиру с «Ривер Клайда» отчаянно кричат, что атаковать нельзя. Но он не слышит предупреждений. Его катер подходит к лихтеру, который, как ему издали видно, полон солдат. Спрыгнув в лихтер, он дает команду на атаку. Солдаты не отвечают — все они мертвы. С палубы угольщика ему снова кричат: «Вы не сможете высадиться». Генерал отвечает: «Черт побери, я все же попробую!». Его убивают еще по пути к берегу…
В 16 часов проводится еще одна неудачная попытка высадки. Всем, наконец, становится ясно, что нужно дожидаться ночи и командование дает команду повременить до ночи.
Как и ожидалось, ночью все проходит успешно. Но десант застревает на близлежащих холмах до конца года, только для того, чтобы потом отступить назад, в море. Но до самого отхода старый угольщик продолжал честно выполнять свой долг, хоть на короткий срок укрывая от свинцовых ливней тысячи прибывающих десантников.

Вадим Ферсович

Share this: