ТАЙНА «ЗОЛОТА РЕЙХА»

ТАЙНА «ЗОЛОТА РЕЙХА»

Сто лет в иранской пустыне  лежит клад на миллионы долларов

Вадим Ферсович

Сто тысяч фунтов стерлингов золотом (15 млн. долларов по нынешнему курсу), часы, украшенные драгоценными камнями, инкрустированные драгоценными металлами ружья и другие ценные подарки. Все это богатство в августе 1915 года должно было быть передано эмиру Афганистана от имени кайзера Германии немецкой миссией за то, чтобы тот начал войну с Британской империей. Но эмир, похоже, остался без подарков.

…Когда, после множества приключений, в июне караван с германским золотом подошел   к самому трудному участку пути – пустыне Даште-Кевир, перед руководителем дипломатической миссии Вернером фон Хентигом встала почти невыполнимая задача. Во-первых, нужно было с максимальной скоростью пройти еще полторы сотни километров по безжизненным просторам, где температура днем превышала  50 градусов. Во-вторых, избежать встречи с конными отрядами российских и британских войск, которым был дан приказ – ни в коем случае не пропустить немецкую миссию в Афганистан.

Но была еще одна, гораздо более серьезная проблема. Еще 30 июля, в районе города Каин – иранской «столицы шафрана», что расположен на дороге Бирджанд-Мешхед, отряд казаков окружил передовой отряд немцев во главе с капитан-лейтенантом Куртом Вагнером. Целый день между ними шли перестрелки, но ночью, бросив поклажу, германскому отряду удалось ускользнуть. Среди трофеев казаки нашли несколько сундучков с золотыми монетами. Теперь противник знал – в основном караване везут огромные ценности.

Надо было спасать и себя и золото. Военный руководитель миссии, обер-лейтенант Оскар Нидермайер, хорошо знакомый с этими местами по довоенным экспедициям, предложил закопать  золото, тяжелые дары и радиостанции, разделиться и пробиваться к границе несколькими небольшими группами. А за  золотом вернуться позже.

Дальнейшие события этого похода разные источники описывают совершено по-разному. Один отряд был разбит, у основного каравана, шедшего  под командой  Нидермайера, уже у границы были отбиты сундуки с золотом и парадные мундиры немецких офицеров. Таким образом, миссия потеряла еще часть казны, оставленной на необходимые расходы, а до границы дошла лишь малая часть  отряда. Впрочем, ни Хентиг, ни Нидермайер не пострадали. Сменив  на границе местные одежды на немецкие мундиры, они двинулись к Герату, где со всеми почестями были встречены местным губернатором. Пишут, что некоторым немцам афганский эмир прислал из Кабула новую одежду вместо изношенной, а «лучший гератский портной по образцу формы фон Хентига срочно сшил долгожданным гостям новые парадные мундиры».

Вернулись ли немцы за своими сокровищами? Частично, на этот вопрос могут дать ответ фотографии, сделанные уже в Кабуле. На них и дипломат Хентиг в парадном мундире офицера прусских кирасиров, и  остальные офицеры (почему-то в полевой форме немецкой колониальной полиции, а не в парадных мундирах, сшитых «лучшим гератским портным»). Среди них и капитан-лейтенант Вагнер. Именно его оставили в Герате после того, как руководство отбыло в Кабул.

afghan1aФОТО. Кабул 1915. Слева направо: лейтенант Гюнтер Фойгт, обер-лейтенант Оскар Нидермайер, капитан-лейтенант  Курт Вагнер

Вагнер, до возвращения на службу многие годы проработавший в компании Hamburg-America Shipping Line в Персидском заливе, был решительным и крепким человеком. Безусловно, он был привычен и к риску и к тяжелым испытаниям.  Но даже ему вряд ли удалось  снова пройти четыреста километров туда и обратно по жаркой пустыне, мимо многочисленных вражеских кордонов и забрать зарытое золото.

Подтверждение этому – отсутствие каких-либо данных о том, что эмир Афганистана получил от немцев особо ценные дары. В отсутствие доказательств финансовой мощи империи, вовлечь хитрого эмира в войну на границе Британской Индии немцам никак не удавалось. Да и желания  ввязываться в эту авантюру  у эмира не было. Он тянул время. Нидермайер умолял Генеральный штаб выделить в его распоряжение миллион фунтов стерлингов, два самолета и новый мощный радиопередатчик для связи с Турцией. Но выполнить его просьбы не успели. Немецкая миссия в Кабуле совершила роковую ошибку. Спеша выполнить приказ кайзера, немцы  стали готовить заговор с целью свержения эмира.  Об этом узнали англичане и сообщили об этом эмиру, который сразу же прервал все отношения с германской миссией.

Участникам миссии удалось благополучно вернуться на родину. О кладе в иранской пустыне никто больше не вспоминал. Возможно, о нем мог рассказать врач экспедиции Вагнер, отряд которого был разбит казаками. Сам Вагнер был ранен в бою, сначала ему удалось оторваться от погони, но потом он все-таки попал в плен.

Но, похоже, как и эмир, никто из тогдашнего командования ограниченного контингента российских войск в Иране после этих событий внезапно так и не разбогател. Так, может, сейчас кому-то и стоит, вместо привычной скуки на шумных курортах, взять лопату и билет до Тегерана. Кто знает, возможно, где-то там, в жаркой пустыне Даште-Кевир, до сих пор ждет своего нового хозяина сокровищница с «золотом рейха».

Share this: