КУПОЛА НАД САХАРОЙ
Еще два года назад в Рунете шла оживленная дискуссия о том, нужна ли вообще нашим ВДВ парашютная подготовка. А тем временем французские десантники и спецназ с неба брали города в Мали.
Разрабатывая в начале 2013 года план операции по разгрому боевиков на севере Мали французское командование рассматривало и вариант с десантированием легионеров на их главный укрепрайон в скалах Тигаргара — долину Амететтай парашютным способом. И это – не результат пагубного воздействия жары на умы французских стратегов.
Для этого, собственно, и была сформирована смешанная боевая группа воздушно-десантных войск. По-французски — GTIA TAP. Именно она два раза проводила парашютные десанты на контролируемую противником территорию этой страны. Причем оба раза французы прыгали ночью. Не верится? Вот свидетельства очевидцев.
«Одиннадцать вечера. Глухой шум пяти самолетов, резко набирающих высоту над спящим городом. В 300 метрах над землей, вдоль бортов пяти Transall’ов, взлетевших из Абиджана — 250 легионеров 2-ого парашютного полка Иностранного легиона, того самого, легендарного полка из корсиканского города Кальви, который прыгнул некогда на Кольвези*. А сегодня легендарная история этого элитного полка продолжается уже в Тимбукту».
*В таком масштабе десантирование войск проводилось впервые с 1978 года. Тогда, 17 мая, в ходе операции «Леопард», батальонная боевая группа из 600 десантников 2-го парашютного полка была сброшена на городок Кольвези на юге Демократической республики Конго(в то время Заира) для освобождения захваченных мятежниками европейцев. Тогда, за два дня город был взят под контроль. Было освобождено 2800 граждан европейских стран.
Так романтично описывал ночь 28 января 2013 года корреспондент журнала «Пари Матч». Но это было потом. А утром 28 января, официальный представитель группировки французских ВС в Мали полковник Тьерри Буркхард сухо объявил, что в течении прошедшей ночи подразделения 2-й усиленной роты 2-го парашютного полка Иностранного легиона (2e REP) десантировались парашютным способом, заняв стратегически важные объекты на северных подступах к городу. Цель — предотвратить отход повстанцев в северные пустыни.
«У каждого легионера бронежилет обернут вокруг десантного рюкзака. Общий вес – около ста килограммов. В каждом рюкзаке — максимум боеприпасов и гранат, вода и немного пищи. Первыми сбрасывают 12,7 мм пулеметы и пять комплексов ракет Milan – они с расстояния в два километра разносят пикап. С одной из первых групп в ночное небо Мали уходит и комполка – полковник Бенедикт Демюле (Benedict Demeulles). В этом полку так заведено – командир всегда должен прыгать со своими легионерами. Вместе с ними – коммандос и саперы из 17-го парашютного инженерного полка (17е RGP). Прыгают и две группы по четыре «такпи» — авианаводчика (TACP). Их задача – как можно точнее устроить встречу ракет и бомб с целями. Главная опасность для парашютиста – быть замеченным до приземления. Еще здесь можно сломать ногу, зацепившись за растущую в пустыне акацию. Но все приземляются «мягко», тихо складывают свои парашюты и растворяются в темноте у северных окраин города.
Отсюда начинаются пути к границе с Алжиром, где находятся базы джихадистов.
Парящий высоко в небе беспилотник замечает несколько машин, уходящих в барханы. Но без точной идентификации приказ на поражение не отдается, хотя известно, что джихадисты снимают турели с пулеметами со своих машин, чтобы создать впечатление «гражданских» машин».
Итак, с авиабазы под Абиджаном, что в Кот-д’Ивуаре взлетело три С-160 и два С130. Почему прыгал 2-й парашютный? Вообще-то он – единственный воздушно-десантный полк в Легионе и единственная часть Иностранного Легиона в 11-й парашютной бригаде французской армии. Кстати, «прыгучие саперы» из 17-го парашютного инженерного полка тоже из этой бригады. Интересно поступившее позже уточнение районов десантирования. Легионеры, как и писалось, попадали на северные окраины Тимбукту, а вот рота инженеров приземлилась отдельно, в аэропорту города, чтобы очистить его от противодесантного мусора, раскиданного здесь исламистами.
Вторую «волну», уже по земле, нагоняла морская пехота. Пока легионеры баловались с парашютами, боевая тактическая группа 21-го полка морской пехоты во главе с командиром — полковником Жезом(Gèze) захватывает аэропорт при въезде в город. Затем в Тимбукуту входят малийские войска для освобождения его от исламистов. После подхода подкреплений, группы спецназа продолжили зачищать окрестности аэропорта для возобновления авиатрафика.
Значительную роль в успехе той операции сыграли вертолеты армейской авиации. Как отмечал один из французских офицеров, они были способны вести «разведку или воздушные налеты, а также всесторонне поддерживать наземные операции, как это было в Тимбукту, когда они обеспечили огневую поддержку подразделению 2-го парашютного полка Иностранного легиона, что позволило легионерам перегруппировать свои силы на наиболее выгодные позиции».
Не надо думать, что десант на Тимбукту был исключением. Решимость командования бросать парашютистов с неба об землю продолжилась уже на севере Мали. Выпускать чертей из черных скал не собирались, и на маршруте их наиболее возможного движения к границе, северо-западнее Тигаргара в темном небе снова раскрылись парашюты. В ночь с 7 на 8 февраля в районе аэропорта городка Тессалит была произведена выброска тактического воздушного десанта боевых групп коммандос сил специальных операций.
ТЕССАЛИТ
Об этой операции известно больше, чем о Тимбукту. Из военных сводок видно, что десант выбрасывали не на «авось». Захвату важного транспортного узла на границе с Алжиром предшествовала долгая подготовка.
«Предварительные ласки» боевиков в Тессалите начали еще с конца января. Только в последний день этого месяца французские ВВС совершили сюда примерно 190 вылетов, из которых 70 раз прилетали штурмовики. Целями были 30 объектов от городка Аквелока до Тессалита – структуры командования, склады и тренировочные центры. Громили также пикапы с пулеметами и бронированные устройства на колесах.
В ночь со 2 на 3 февраля по целям вокруг Тессалита и Аквелока было одновременно нанесено 20 авиаударов. После первой волны бомбежек по заранее определенным целям, воздушная группировка в районе была усилена, что позволило оперативно наносить удары и по разбегающимся злодеям. Воздушную охоту обеспечивали значительное число средств наблюдения, слежения и разведки – дроны и самолеты-разведчики Atlantic 2. Работа штабов всех уровней координировалась, в том числе, и при поддержке самолета раннего обнаружения и связи E-3F, а постоянное присутствие в зоне отстрела 30 боевых самолетов гарантировалось дозаправкой в воздухе.
Только после того, как разведка разведала, а авиация разнесла все, что можно, над городком распустились парашюты спецназа.
Захватив ВПП и зачистив ее окрестности, коммандос дали отмашку на прибытие «второй волны». На засыпанную песком ВПП сел «транспортник» C-160 Transall. Он привез «дополнительный аргумент» — пятьдесят десантников из 1-го парашютно-десантного полка, прилетевших с базы в городе Кидале. Потом они же будут освобождать и долину Аметтетай. Эффектную посадку в тучах песка и пыли можно посмотреть в YouTube – ее заснял беспилотник Harfang.
Парашютисты заняли оборону вокруг аэропорта и отправили первые патрули в городок. Через несколько часов подоспела 3-я бронированная боевая подгруппа (SGTIA), сформированная из подразделений Первого полка морской пехоты. Совершив бросок более чем в 500 километров из Гао, SGTIA встала на блокпосты вокруг Тессалита. Для дальнейшего усиления 7-го февраля из Кидала в сторону Тессалита вышли подразделения вооруженных сил Чада.
А в субботу, 9 февраля из Абиджана прилетели и спрыгнули на Тессалит те же неутомимые инженеры из 17-го полка. С ними на землю упали транспортные средства и оборудование для восстановления ВПП аэропорта Тессалита.
Выводы из опыта проведения французскими экспедиционными силами операций в Мали очевидны — даже в условиях, когда боевые действия ведутся против иррегулярных сил противника, воздушные десанты не только возможны, но и, при определенных условиях, просто необходимы. Если для победы нужен удар с небес, необходима и практика его нанесения. Так что пусть и наши прыгают. Пригодится.
Вадим Ферсович
Печатная версия — журнал «Братишка»