F-16: КАПРИЗНАЯ «ГАДЮКА»

F-16: КАПРИЗНАЯ «ГАДЮКА»

Турецкий истребитель F-16 сбивший российский бомбардировщик вполне мог не долететь до точки пуска ракеты. Именно так случилось год назад. 24 декабря 2014 года. Тогда  такой же  F-16 ВВС Иордании упал на территории Сирии. У столицы ИГИЛа — Ракки. Пилота боевики сожгли заживо. Командующий Центрального командования США генерал Ллойд Остин тогда заявил: «Доказательства ясно показывают, что ИГИЛ не сбивал этот самолет, как утверждает эта террористическая организация».

В заявлении Остина причины возможной аварии не разъясняются. Это неудивительно. Американские военные не раз заявляли, что F-16 остается «самым безопасным многоцелевым истребителем в истории ВВС США». Так ли это?

F-16 состоит на вооружении армии США с конца 1970-х. По данным Центра безопасности ВВС с 1975 по 2013 годы ВВС США потеряли 359 F-16 в результате инцидентов «класса А». Класс «А» — авария или несчастный случай, нанесший ущерб на общую сумму более 2 млн. долларов, или результатом которой стала гибель или постоянная нетрудоспособность.

В последние месяцы 2014 года «бойцовые соколы» (официальное название F-16 — Fighting Falcon) или, как их неофициально называют, «гадюки» (Viper), стали угрожающе часто гибнуть. 30 ноября в Иордании, сразу после взлета возникли неполадки у F-16 ВВС США. При попытке экстренной посадки самолет разбился, а пилот погиб. 1 декабря у южного побережья Крита «из-за механической поломки» упал F-16 греческих ВВС. В тот же день на севере Турции та же судьба постигла F-16 ВВС этой страны. В ноябре F-16 ВВС США упал в Мексиканский залив.

Случайностью это назвать трудно. Еще в июле 2014 года, когда за один месяц погибло три пилота и пять F-16 ВВС США, ABCNEWS.com провела анализ статистики небоевых потерь самолетов этой модели. Выводы были удручающими. Несмотря на заявления военных о том, что F-16 стали надежнее, судя по их же данным, с момента первого полета в 1982 году, в год стая «боевых соколов» теряла, в среднем, 13 машин, а Америка — 260 млн. долларов. Статистика показала и то, что F-16 — самые «падучие» из всех боевых самолетов Америки. Правда, в первые десять лет они гибли чаще, чем за последние девять. Но осень 2014 года показала ненадежность этой тенденции. В этом году можно вспомнить  три аварии только у ВВС США и только в родном небе. В начале июля одна «гадюка» бодро протаранила маленькую «сессну» в небе над Южной Каролиной. В августе другая упала на юге Германии. В конце ноября третья разбился в Нью-Мехико.

В чем же проблема? Сторонники F-16 утверждают, что на более высокий уровень аварийности влияют не дефекты компоновки самолета, а условия выполняемых им задач. Критики — что самолет с одним двигателем изначально исключает шансы на выживание при его отказе. Именно после серии аварий из-за проблем с двигателем еще в 2000 году, ни кто иной, как сенатор Джон Маккейн требовал выделить дополнительные миллионы долларов на его модернизацию. И, в конце концов, было принято решение с 2005 года прекратить закупки F-16 для ВВС США и с конца десятилетия закупать истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35. Правда, тоже с одним двигателем и хорошо заметный на российских радарах. От закупки 60 таких машин еще в августе 2013 года отказалась Южная Корея.

Впрочем, это уже другая история. А F-16 покупатели постепенно сбывают в третьи страны. Например, тот самый упавший в Сирии – один из десятков подержанных «соколов», купленных для ВВС Иордании в США, Нидерландах и Бельгии. За годы службы здесь уже разбились три «американских» и один «европейский» самолет этой модели. Их, конечно, обновляли и модернизировали. Но в этом году сама Иордания решила перепродать 13 «европейских» F-16 Пакистану. По словам экспертов, самолеты в хорошем техническом состоянии и способны летать еще 20 лет. Но сам Пакистан не собирается полагаться исключительно на second-hand. У него уже есть альтернатива — истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder («Гром») совместной с Китаем разработки. И их у него будет 250 — гораздо больше, чем F-16.

Но F-16 пока еще популярен, относительно недорог и универсален. Он состоит на вооружении 25 стран и его собираются еще долго продавать на экспорт. Правда, заказчики сейчас предпочитают брать новые самолеты. 24 F-16 закупила Марокко и для их проверки в бою в начале декабря отправила четыре машины на войну с Исламским Государством.

Вот и Ирак к концу 2015 года собирался перейти с советских и французских машин, составлявших ударную силу ВВС Саддама Хуссейна на 36 американских «гадюк». Первая поставка планировалась на сентябрь 2014 года. Не поставили. Иракские летчики громят боевиков ИГ на срочно закупленных российских штурмовиках Су-25. Иракские власти собираются писать обращения в международные суды с требованием вернуть в страну деньги за самолеты.

США объясняли задержку ситуацией с безопасностью в районе иракской авиабазы Балад. Но пресс-секретарь Пентагона полковник Стивен Уоррен в ноябре 2014 года сделал любопытное заявление:
«Мы собираемся переправить три (иракских) F-16 в Тусон (штат Аризона) в декабре … затем по одному каждый месяц до мая — в общей сложности, восемь F-16. Мы ожидаем, что иракские летчики начнут летать на собственных самолетах для продолжения обучения, начиная с января».
США пообещали за свой счет проводить техническое обслуживание этих самолетов. Что стоит за их дополнительной «обкаткой» на своей территории и почему к лету 2015 года самолетов всего восемь? Возможно, опасение того, что «бойцовые соколы» повторят судьбу своих собратьев, в последнее время подозрительно часто предпочитавших падение полету.

Share this: