Апокалипсис майора Ганта

Апокалипсис майора Ганта

777Однажды, тихой апрельской ночью 2003 года на уединенную лесную поляну на востоке Афганистана тяжело опустился транспортный вертолет. В горные долины ушло девять до зубов вооруженных людей. 316-й оперативный отряд спецназа (ODA 316) под командованием Джима Ганта должен был выполнять команды 3-й группы сил специального назначения — «хватать или убивать» талибов в афганской провинции Кунар. Именно такой незамысловатой стратегии в то время придерживалось командование сил специальных операций США.

Одиннадцать лет спустя, узнав историю майора Ганта, Америка будет задаваться нелегким вопросом – кем он был? Герой-одиночка, восставший против ложной военной стратегии США в Афганистане, неумолимо ведшей его страну к поражению в войне, или, как утверждает командование, сошедший с ума офицер, два последних года живший «в им же созданном мире фантазий, выпивки, обезболивающих таблеток и секса в племенной деревне в сердце страны талибов и Аль-Каиды»?

Новый Лоуренс Аравийский, или реинкарнаця безумного полковника Курца из легендарного фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня»? Да, он успешно реализовал свою идею о внедрении в пуштунские племена и привлечения их на свою сторону для достижения победы в этой бесконечной войне. Но эти успехи сопровождали безумные выходки и нарушение всех этических норм, принятых в современной армии. К этому можно добавить и романтическую историю любви Ганта и американской журналистки Энн Скотт Тайсон, которая, бросив работу, почти год тайно жила с ним в афганской глуши.

Стоит разобраться в этой невероятной истории, очень похожей на сюжет американского блокбастера, лишь в конце июня 2014 года ставшей известной широкой публике.

ВЗЛЕТ

0Итак, по словам самого Ганта, реальность первых недель пребывания группы в долинах Кунара состояла в ежедневных боях. Однако, познакомившись в проблемной деревне с вождем мятежного племени, он понял, что, кажется, нашел ключ к победе. Вернувшись из командировки в Афганистан, в 2009 году он публикует 45-страничную брошюру, «One Tribe At A Time» («Стать одним племенем»), в которой откровенно заявляет — США проигрывают войну в Афганистане. По его мнению, единственный способ вырвать ускользающую победу из рук врага – заставить воевать на своей стороне пуштунские племена. По идее Ганта, небольшие группы оперативников, внедрившись в племена, позволят использовать для этого племенной кодекс чести пуштунов — Пуштунвали. Но для этого они должны жить, есть, воевать и умирать с племенами, которые сами захотят воевать с талибами.

Странная идея и обидные выводы. Но, вместо того, чтобы наказать Ганта за такую дерзость, генерал Дэвид Петреус, в июле 2010 года принявший командование над силами США и НАТО в Афганистане и командующий силами специальных операций США адмирал Эрик Олсон стали активными сторонниками его идеи. Олсон отменил приказ о командировке Ганта в Ирак и в 2010 году вернул его в Афганистан. Ганту поставили задачу — возглавить группу в пилотном проекте операций по установлению стабильности в деревнях (т.н.Village Stability Operations).

Адмирал Олсон считал Ганта одним из немногих офицеров сил  специальных операций, который понимал, что успех в войне требует большего, чем просто навыков «хватать и убивать». В идее Ганта он видел альтернативу стратегии  резкого увеличения численности обычных войск в Афганистане, которую он считал неправильной.

Автор этой стратегии, Петреус, тоже был не уверен в ее эффективности. «Тогда не было никаких сомнений, что талибы побеждают», —  признал Петреус в недавнем интервью. Поэтому, в тот момент он принял решение послушать Ганта и внедрить в афганские деревни отряды сил специальных операций, правда, усилив их пехотными взводами. Сам же Гант, по его словам, был непревзойденным мастером в искусстве «становиться своим среди чужих».

ВНЕДРЕНИЕ

778Итак, майор Гант вернулся в провинцию Кунар. Именно здесь, на границе с Пакистаном, в «осином гнезде» Аль-Каиды и талибов, в 2005 году разыгралась драма разведгруппы SEAL, описанная  в фильме  «Lone Survivor» и документальной ленты 2010-го  года «Рестрепо», снятой военным корреспондентом Себастьяном Юнгером и фотожурналистом Тимом Хетерингтоном. И именно здесь, в 2003 году группа «зеленых беретов» Ганта ODA 316  воевала с племенем момандов в селе Мангвель и его еще помнила семья вождя племени, малика Нур Афзала, по прозвищу «Сидящий Бык».

Но когда,  в начале 2011 года Гант ступил на порог дома Сидящего Быка, ему и самому не верилось, в то, что он сможет одолеть нарастающий вал агрессии врага. «Я снова  живу в Кунаре, в крепости Мангвеля, с моим племенем»,- написал тогда Гант знакомому журналисту. — «Я пытаюсь победить. Не уверен, что этого хотят все».

Как водится, вместо специально подобранной команды подготовленных оперативников, Гант получил в подчинение дюжину пехотинцев из Канзаса, которых никто не готовил к выполнению подобных задач. Некоторые из них вообще едва умели обращаться с оружием. «Я был абсолютно потрясен тем, насколько они были не готовы к выполнению задания».

Он обучал их сутками напролет. Вскоре они отрастили бороды и, добровольно променяв камуфляж и бронежилеты на шальвары, рубашки,  шапки-паколи и шарфы, стали неотличимы от местных жителей. По словам Ганта, прежде всего надо было продемонстрировать племени Сидящего Быка, что американцы не боятся быть убитыми своими афганскими друзьями. «Дело было не в нашем оружии или бронежилетах …, дело было в том, чтобы показать,  как мы к ним относимся. И это сработало. И работало долго».

Но растворяться в племени Гант не собирался. На своих «хаммерах» он приказал нарисовать «лямбды» — знак сил специальных операций, чтобы разведчики талибов знали, с кем имеют дело. Талибы всегда боялись вступать в открытый бой со спецназом, и это помогло отряду Ганта избегать засад. Само собой разумеется, что командование позже обвинило его в порче государственного имущества.

Гант укреплял дружбу с вождем и его соплеменниками, давал им оружие и боеприпасы. В ответ, они снабжали его информацией о планах и местонахождении противника. У племени было много давних проблем и врагов. Группа Ганта еще в прошлый раз помогала Сидящему Быку и в переговорах и в боях. Теперь эти  взаимовыгодные связи укреплялись и переносились  на соседние племена.

Гант никогда не боялся открытых боев, и сам провоцировал противника на атаки. «Кто я? Я воин. Мое физическое, эмоциональное и духовное «я» вращается вокруг одного — быть воином. Я не патриот или наемник. Я воюю ради того, чтобы воевать…. Я считаю, если вы хотите убивать, вы должны быть готовы умереть. Я готов и к тому, и к этому… Я молюсь за достойного врага …. Я верю в свирепого Бога войны. Я верю в Гекату».

Он часто ездил на капоте своего «хаммера», используя свою сверхъестественную способность «чуять» мины. Впрочем, одна из них, в начале 2012 года все же взорвалась под капотом его автомобиля. Гант сообщил об инциденте, но эвакуироваться отказался. В другой раз, на СВУ подорвался броневик, в котором сидела Тайсон. К счастью, никто не пострадал.

«Скажите всем, кого встретите, что я пришел сюда не воевать. Я здесь, чтобы помочь людям», — не раз говорил Гант бойцам местного племенного ополчения. «Но если кто-то хочет померяться силами, они знают, где меня найти».Его задачей было  запугать талибов и повлиять на племена, чей кодекс чести требует ответа насилием на насилие. «Ты не можешь позволить насилию остаться без ответа, и должен быть готов быть более жестоким, чем тот, кто начал первым. В противном случае, он тебя убьет».

Этот подход работал. Когда талибы атаковали, местные жители бились вместе с командой Ганта. «Я никогда не забуду то мужество, которое они проявили, воюя бок о бок с американцами. Это именно то, что нам было нужно, чтобы победить в Афганистане», — говорила Тайсон.

К моменту, когда его отозвали из Афганистана,  Гант  уже успел установить контакт с тремя влиятельными пуштунскими племенами в провинции. Командование поручило ему переломить ситуацию в войне, которую Америка начала проигрывать, и на своем участке этой войны Гант побеждал.

К тому времени завистливые «штабники» уже окрестили деревню «мини-зоопарком». Для того, чтобы наглядно убедиться в его успехах туда регулярно наведывались многие VIP-персоны – сенаторы и «шишки» из командования специальных операций. Гант и его люди встречали посетителей в «полном комплекте» национальной одежды.

В 2011 году Мангвель посетил Петреус. Генерал наградил Ганта почетной медалью  Joint Service Commendation Medal. На следующий день Гант прикрепил ее к рубашке Сидящего Быка, сказав своему другу: «Без тебя нет меня».

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

1q«Нам понадобилось приблизительно неделя, чтобы полюбить друг друга», — вспоминала в интервью ABC News журналистка Энн Скотт Тайсон — один из самых опытных военных корреспондентов Америки. После их встречи в 2010 году Гант несколько дней умолял ее выйти за него замуж. Сначала она смеялась, но, в конце концов, он покорил ее сердце.

На момент, когда они решили соединить свои судьбы и Гант и Тайсон состояли в неудачных браках. У каждого было по четыре ребенка. Их «военно-полевой роман» продолжался девять месяцев. Гант учил Тайсон стрелять из всех видов оружия, используемых спецназом и держал в своем броневике запасной пистолет на случай, если он потребуется ей в бою.

Командиры Ганта в Афганистане настаивают, что они не знали о том, что в Мангвеле почти год жила американская журналистка. Это чепуха. Другие военные утверждают, что, так, как  во время перестрелок или переговоров с вождями племен, над командой Ганта неизбежно кружили беспилотники, всем было хорошо видно, что  Гант точно жил с белой женщиной, которую называл своей женой. Те же разведчики говорят, что, когда Тайсон общалась с племенами в нескольких деревнях, талибы обсуждали ее присутствие в радиопереговорах. Вряд ли пуштуны стали бы держать ее существование в тайне от повстанцев.

«Джим стал большим пуштуном, чем сами пуштуны», — писала Тайсон в своей книге. Впрочем, и она от него не отставала, переодевшись в национальную одежду, сшитую для нее местными швеями. Чтобы показать, насколько они доверяют своим афганским друзьям, американская пара ходила пешком в Мангвель, где Тайсон подружилась со многими женщинами и детьми племени. Ее приглашали на женские половины, куда мужчинам вход был заказан.  По словам Тайсон, Сидящий Бык относился к ней, как к дочери.

Проработав долгое время в газете Washington Post, Тайсон знала большинство из приезжавших в их деревню VIP-персон. Но никогда не показывалась перед ними. «Я всегда была в тени», заявила она в интервью ABC News. «Мы не хотели того, чтобы мое присутствие там получило широкую огласку, но, в то же время, много людей знали об этом … Я была рада возможности помочь человеку, которого полюбила, а также написать о потенциальном решении проблемы тех неимоверных страданий, свидетелем которых я была почти десять лет».

ПАДЕНИЕ

779Но, чем успешнее Гант вел свою «нетрадиционную войну», тем большую угрозу он представлял не только для талибов и Аль-Каиды, но для военной бюрократии. В феврале 2012 года американские войска по ошибке сожгли кораны в тюрьме Баграм, что вызвало протесты и волну насилия в стране. Дошло до того, что афганские солдаты убили несколько американских солдат. Еще один удар по позициям  США в Афганистане нанес поступок старшего сержанта Роберта Бейлса. Он тоже входил в группу поддержания стабильности одной деревни под Кандагаром. Однажды ночью, взяв оружие, он ушел с базы и убил 16 афганцев.

Некоторые командиры считали, что Гант чересчур «опуштунился». Шептались, что он становится «полковником Курцем», намекая на персонаж вымышленного «зеленого берета» в классическом фильме о войне во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня». Аналогия была очевидна — Курца также послали стать «своим» ради выполнения задания командования. Он выполнил задачу, но затем сошел с ума и командование приняло решение о его ликвидации.

Офицер, который служил с Гантом, заявил в интервью: « Думаю, что он хотел начать какие-то межплеменные войны в Пакистане, вот почему и получил прозвище «полковник Курц». Может эта идея и была хороша, но у нас не было на это разрешения». Гант признает, что он когда-то делал такое предложение, но лишь как часть более масштабного плана.

Судьбу Ганта решил приезд в Мангвал в начале 2012 года первого лейтенанта Томаса Робертса, только что окончившего Вест-Пойнт. В интервью ABC News Робертс рассказал, о «странной индоктринации», которую Гант внушал всем вновь прибывшим. Молодого офицера возмущало пренебрежительное отношение Ганта к армейскими уставами и руководящим документам и приказы не упоминать о Тайсон в ежедневных докладах, чтобы скрыть ее присутствие от старших офицеров.

«Ни один из его начальников не знал, что Энн была там»,- заявил Робертс в недавнем интервью. «Он не соблюдал никаких правил. Он был определенно нестабилен».

11 марта 2012 года, Робертс сделал заявление под присягой, обвинив Ганта в «аморальных и незаконных действиях и поведении», и заявил, что перегруженный делами оперативник часто бывал «пьян или находился под воздействием обезболивающих препаратов. Гант как-то неестественно ходил  и от него пахло алкоголем».

Безоговорочно поверив обвинениям Робертса, командование решило направить в Мангвель специальную комиссию. Внезапная проверка прибыла в расположение его отряда на вертолете с конвоем для подозреваемого офицера. Гант был отстранен от командования, лагерь обыскан. В комнате Ганта были найдены пустые бутылки из-под спиртного.  Тайсон успела скрыться в деревне.

«Это был конец», — говорит Гант. «Они должны были что-то предпринять. У них не было никакого выбора. Но все должно было произойти как-то по-другому». Ганта увезли вертолетом из Кунара. Ему было приказано сбрить бороду и надеть форму. Его поместили под арест. Началось расследование и Ганту грозил военный трибунал. «В тот момент я бы предпочел оказаться в руках талибов. Все пошло прахом. Абсолютно все».

Местные афганцы в провинции Кунар, воевавшие с командой Ганта были возмущены и расстроены. Делегация старейшин приехала в Асадабад, чтобы выразить протест  правительственным чиновникам США и Афганистана  по поводу снятия  их любимого «командера Джима».

Но Ганта не вернули. Он был доставлен в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина. После окончания расследования с него был снят статус «зеленого берета», он был снижен в звании до капитана, хотя был в списке на присвоение звания подполковника. Он получил убийственный для карьеры выговор от заместителя командующего командования сил специальных операций США генерал-лейтенанта Джона Малхолланда, который назвал поведение Ганта «позорным».

«Полностью признавая ваш послужной список почетной и доблестной службы в полку, нашей армии и на благо нашей страны, простая истина заключается в том, что ваше последующее поведение было непростительно и принесло дурную славу и позор и полку специальных сил (Special Forces Regiment) и силам специальных операций в целом», — говорится в выговоре, подписанном Малхолландом. «Короче говоря, ваши действия опозорили вас как офицера и серьезно подорвали ваш авторитет, как джентльмена». Семь молодых солдат Ганта также получили выговоры за то, что его покрывали и за то, что однажды выпили пиво, чем нарушили запрет военнослужащим армии США в Афганистане на употребление спиртных напитков. Между тем, десятки офицеров и солдат в Форт-Брэгге подтвердили ABC News, что  в 2012 году алкоголь был распространен в большинстве лагерях  спецназа на всей территории Афганистана…

УСТАЛОСТЬ

Гант и не отрицает своей вины. «Я нарушал правила. И я никогда не говорил, что я этого не делал. Я командир. Я принимал решения. Мои люди выполняли мои приказы».

Объективность предъявленных Робертсом обвинений весьма спорна. За несколько дней до прибытия комиссии, отряд Ганта среди бела дня в деревне Човкай отбил пять атак талибов. Это подтверждает видеосъемка Тайсон.

По данным других источников, Робертс писал рапорт о «нестабильности» Ганта, зная что майор только что вернулся с боевого выхода, в ходе которого его группа поднялась почти на километр в горы для захвата командира талибов из провинции Вардак. Сам Гант признает, что тогда он занимался «самолечением» после трудного задания.

Его состояние вполне объяснимо. Тогда ему было уже 44 года и он страдал от старых боевых ран. К 2слову сказать, Гант был ранен семь раз, но всегда отказывался от положенной за ранение медали «Пурпурное сердце», считая раны незначительными. Но, со временем они все ощутимее давали себя знать. Давила и усталость. Известно, что из-за интенсивности боевых миссий,  сроки командировок в силах специальных операций, как правило, ограничиваются восемью месяцами. Члены его команды и командиры спецназа, которые говорили с Гантом или видели его в начале 2012 года, подтверждали — он выглядел усталым. А как сохранить бодрость после двух лет боев? Гант продлевал себе срок, опасаясь за то, что если он уедет, его успехи в Кунаре  пойдут прахом.

Тем не менее, его коллеги считают, что для командования отрядом он был вполне психически здоров. «Я не чувствовал, что он был ненадежным и неустойчивым», — заявил старший офицер спецназа, который видел Ганта в начале 2012 года. – «Я доверял его мнению».

Теперь о серьезном. Он тайком выпивал из-за мучившей его бессонницы. «Я пил алкоголь, я принимал снотворное. Я принимал обезболивающее». Но посттравматический синдром порой приводил и к действительно тяжелым последствиям. Однажды ночью, будучи в неадекватном состоянии, он  вошел в расположение своего отряда, на глазах подчиненных засунул себе в рот ствол разряженного АК-47 и нажал на курок.

ФИНАЛ

2qВ двух десятках конфиденциальных интервью все, кто служил с Гантом или был знакомы с историей его взлета и падения, критикуют его провалы, но ни один из них не подвергает сомнению его невероятный успех по завоеванию лояльности племен и нейтрализации талибов. Большинство из них признает, что пребывание Тайсон в крошечном боевом лагере – грубое и неслыханное нарушение правил.

Но один офицер, который служил с Гантом, признал, что все обвинения несущественны по сравнению с его успехами. «У меня нет проблемы ни с чем, что он там делал. У него была подруга в «серой зоне». Но все мы живем в «серых зонах», — заявил ABC News старший офицер спецназа. Как известно, «серые зоны» образуются там, где официальные власти государства не в состоянии поддерживать контроль над каким-то регионом. Здесь правят бал совсем другие законы бытия.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАНГВЕЛЬ

Гант и Тайсон  поженились, и живут сейчас в Сиэтле. Они  съездили в  Мангвель, уже в качестве гражданских лиц и без защиты американских военных. Их встречали как близких родственников. Вспоминая ту встречу, Гант не может сдержать эмоций: «Мое сердце готово было разорваться. Я был так счастлив увидеть их снова. Они — моя семья».

На дороге в Мангвель их встретил Ник Мохаммед — бывший командир талибов, которого Гант рекомендовал на должность  начальника местной милиции. Бывший талиб обнял бывшего «зеленого берета». По традиции, афганцы начали стрелять из своих «калашниковых» в воздух – на этот раз, в честь праздника.

«Это было музыкой для моих ушей, и она говорила: « Я люблю тебя, и я скучаю по тебе». После войны в Афганистане, у жителей этой страны останется много претензий к США и их армии. Но не к Джиму Ганту.

Вадим Ферсович

В статье использованы материалы брошюры Джима Ганта «One Tribe At A Time», книги Энн Скотт Тайсон «American Spartan: The Promise, The Mission And The Betrayal of Special Forces Major Jim Gant»,  журналистов ABC News Джеймса Гордона Мика, Ронды Шварц и Брайана Росса

Опубликовано в журнале «Морской пехотинец»(июль 2014 года)

Перепечатка всего текста или его части только с ссылкой на The Charge

Share this: