ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ: СМЕРТЬ МОТОЦИКЛИСТА
Восемьдесят лет назад самый известный британский разведчик разбился на самом дорогом в мире мотоцикле
13 мая 1935 года он, как обычно, выехал на мотоцикле на прогулку из своего дома в Мортоне, что в графстве Дорсет. Дорога, по которой он мчался, спускалась в узкую низину. С ее дна он не увидел двух мальчиков на велосипедах. Когда он вылетел на край лощины, тормозить было уже слишком поздно. Чтобы избежать столкновения, Лоуренс увел мотоцикл в сторону. Не справившись с управлением при торможении, он перелетел через руль и ударился головой о бордюрный камень. Он никогда не носил шлема и после сильного удара впал в кому. Несмотря на усилия врачей, 19 мая, через шесть дней после катастрофы, он умер в больнице.
Почему-то после аварии любимый мотоцикл Томаса Эдварда Лоуренса спешно накрыли брезентом, а затем тайно увезли в кузове грузовика. Это был тот самый мотоцикл, который Лоуренс пророчески описывал как «… пугливый мотоцикл с оттенком крови». Не касаясь теории заговоров, любопытно узнать, что же это был за зверь с 998-кубовым мотором.
Убивший британскую легенду мотоцикл, Brough Superior SS 100, действительно был представителем необычной породы железных коней. Ее разработал и с 1924 года собирал в Ноттингеме из деталей различных производителей известный мотогонщик Джордж Бро. Каждый экземпляр подгонялся под требования конкретного заказчика. Даже руль был индивидуальной формы. Каждый мотоцикл стоил 170 фунтов стерлингов (по курсу 2015 года — 8700). Бро рекламировал свои машины, как «роллс-ройсы среди мотоциклов». Но его творения были не только престижны, но и очень быстры. В 1927 году Джордж Бро и Фредди Диксон установили на этой модели рекорд, развив скорость в 210 км/ч. А в следующем году Бро побил свой собственный рекорд, разогнавшись до 210,2 км / ч.
Сейчас это самый дорогой ретро-мотоцикл в мире. 22 октября 2010 год на аукционе за эту модель заплатили сумму, рекордную для всех когда-либо продававшихся мотоциклов. Тогда Brough Superior SS100 1929 года был продан за 286 тысяч фунтов стерлингов. И это не предел. Недавно неизвестный покупатель с Ближнего Востока так и не смог выторговать такой мотоцикл и за 750 тысяч фунтов. Говорят, что сейчас реальная цена этой модели может превышать полтора миллиона фунтов стерлингов.
Одним из давних поклонников этой марки и был полковник Лоуренс. У него уже было три Brough SS 80, а в 1925 году он одним из первых купил SS100. Последний SS100 Лоуренса с номером GW2275 был сделан в 1932 году. Но вообще-то у легендарного разведчика было восемь мотоциклов, каждый из которых развивал скорость более 160 километров в час. Да и сам полковник был не простым любителем попылить по окрестностям. Вернувшись на родину из Аравии, он каждый день проезжал от 800 до 1000 километров, посещая друзей, среди которых был и Уинстон Черчилль. Не раз он в пути устраивал гонки с бипланом.
Он любил скорость и писал в мемуарах: «Для того чтобы объяснить соблазн скорости, нужно обратиться к самой человеческой природе. Все мужчины во все века тратили свои последние деньги на быстрых лошадей, верблюдов, на корабли, машины, велосипеды или самолеты. Все мужчины во все века иссушали себя желанием бежать, а не идти, мчаться, а не плестись. Скорость — это самое древнее животное, затаившееся внутри каждого. Однако наше поколение — первое, которому повезло. Ведь, в отличие от наших предков, мы можем удовлетворить жажду скорости. Конечно, у каждого своя скорость. Я без ума от мотоциклов».
В тот майский день, он тоже не отказал себе в удовольствии поиграть в догонялки со смертью. Но на этот раз победила она. А его последний мотоцикл сейчас в частной собственности, но его берут в аренду и поочередно выставляют музей National Motor Museum в Гэмпшире, и Имперский военный музей в Лондоне.
Вадим Ферсович