«Три мушкетера»
21 декабря 1943 за отличия в боях за Киев командиру роты автоматчиков отдельной чехословацкой пехотной бригады, воевавшей в составе 1-го Украинского фронта поручику Сохору, командиру роты средних танков подпоручику Буршику, и командиру роты легких танков подпоручику Тесаржику Указом Президиума Верховного Совета СССР были присвоены звания Героев Советского Союза.
Но свою войну с нацизмом они вели уже давно. Когда в 1939 году Гитлер оккупировал Чехию, она стала частью Германии — Протекторатом Богемия и Моравия. Граждане Чехии стали подданными Германии. Все, кто воевал в чехословацких частях на стороне Красной армии в Третьем Рейхе считались изменниками. Но они предпочитали воевать не за «новую родину», а за ту, которую у них отняли. И воевали очень хорошо. Пяти гражданам Чехословакии было присвоено звание Героя Советского Союза. И все они прекрасно знали друг друга.
ПЕРВАЯ РОТА
Бой у села Соколово Харьковской области восьмого марта 1943 года хорошо известен и советским и чешским военным историкам. Это первый бой отдельного чехословацкого батальона полковника Людвига Свободы. Это последний бой командира первой роты подпоручика Отакара Яроша.
Участник боя, ротмистр Ярослав Перный: «До десятка фашистских танков прорвались к церкви. Один из них почти на десять метров подъехал к церковным воротам и открыл огонь. Снаряды уже рвались внутри церкви, когда оттуда выбежал Отакар Ярош. Был я, в ту минуту, в трех-четырех метрах от входа в церковь в глубокой воронке от снаряда, так что я все видел. Ярош на бегу отцепил от пояса связку гранат, намереваясь, бросить в танк, который находился уже метрах в пяти. Но раньше, чем Ярош смог это сделать, он упал мертвым возле крыльца, сраженный очередью из танкового пулемета. Танк наехал на него, гранаты Яроша взорвались и танк перевернулся набок. Ярош, даже мертвый, сумел уничтожить фашистский танк. При взрыве меня засыпало землей, фашисты посчитали меня мертвым и это спасло мне жизнь».
За этот бой Отакар Ярош, первым среди иностранных военных стал Героем Советского Союза. Но в тяжести этой Золотой Звезды — не только последний бросок к танку дважды раненого ротного. В ней дань памяти подвигу всей роты, практически полностью погибшей в том бою. И противник был силен и коварен. В первые часы боя немецкие танкисты имитировали уничтожение трех своих танков дымовыми шашками. Их экипажи два часа изучали позиции роты и через два часа 40 танков и 20 бронетранспортёров обрушились на бойцов Яроша, зная об их позициях все. Но рота погибала, но не сдавалась. Не желая отступать, по команде командира, она заняла круговую оборону вокруг церкви. О накале боя говорит, то, что прорвавшийся ей на помощь взвод добровольцев практически весь погиб вместе с командиром, но сумел оттеснить противника.
Потери немцев – почти четыре сотни солдат и офицеров, 19 танков и 6 бронетранспортёров. Рота отошла, только когда 86 ее бойцов погибло, а 56 было ранено. Отходили ночью через реку и двадцать раненых немцы захватили в плен.
В плену к чехам было особое отношение. «Плен был недолгим: всех попавших в плен чехов немцы рассматривали не как военнопленных, а как «изменников Третьего рейха». Потому расправлялись с попавшими к ним чехами сразу и предельно жестоко. После боя у Соколово немцы, собрав всех раненых чехословацких солдат, повесили их головой вниз, выколов у еще живых глаза, отрезав уши и носы… Когда после падения Харькова в руки к немцам попали оставленные там в больнице чехословацкие раненые, их всех истребили: кого-то сожгли, кого-то расстреляли, кого-то закололи штыками и ножами».
Задача обороны Соколово была не допустить прорыва немцев к Харькову. И ее батальон выполнил. Свой характер в бою чехи показали. И это было только начало.
ТРИ МУШКЕТЕРА
За бой у Соколово советские и чехословацкие награды заслуженно получили все три командира взводов первой роты. Раненый в том бою Антонин Сохор был награжден орденом Красного Знамени, Рихард Тесаржик и Йозеф Буршик — ордена Красной Звезды.
А 21 декабря 1943 за отличия в боях за Киев всем трем: командиру роты средних танков подпоручику Буршику, командиру роты автоматчиков поручику Сохору и командиру роты легких танков подпоручику Тесаржику Указом Президиума Верховного Совета СССР были присвоены звания Героев Советского Союза. К тому времени батальон стал отдельной чехословацкой пехотной бригадой в составе 1-го Украинского фронта.
…5 ноября 1943 года танки «Соколово», «Яношик» «Лидице» с десантом и командирская тридцатьчетверка «Жижка» берут в клещи укрепрайон на заводе «Большевик». К танку Буршика подбегают две девушки и показывают на затаившийся неподалеку в развалинах дома «фердинанд». Буршик разворачивает пушку и бьет несколькими выстрелами в лоб штурмовому орудию. Затем «Жижка» разбивает ворота завода и разносит в клочья бронетранспортёр с боеприпасами. Другие танки блокируют завод, а автоматчики ротмистра Бернарда Бражины гонят противника с его территории под огонь своих танков. Потом, в наградном листе список побед Буршика уточнят: «стремительно вел собственным личным примером свою роту в атаку, несмотря на сильный артиллерийский огонь и потери собственных танков прорвал своей ротой три рубежа обороны противника, лично огнем из танка уничтожил один «фердинанд», 3 орудия, 2 дзота, 2 пулеметных гнезда и один транспортер со взрывчатыми веществами и командой, которая готовилась взорвать мост на Житомирском шоссе». Сам мост захватил танковый десант — рота автоматчиков поручика Антонина Сохора. А вот к Крещатику первыми пробились танкисты Буршика.
Рядом с танками Буршика вел в бой свою танковую роту подпоручик Рихард Тесаржик. Легкие танки Т-70: экипаж – два человека, слабая 45-мм пушка и пулемет. Тонкую броню пробивает любое немецкое орудие. Выбор такой боевой машины требовал от танкиста не только мастерства, но и смелости. Но у этих танков было неоспоримое преимущество — невероятная подвижность и скорость маневра. Поэтому именно на них сажали в бою десант пехоты. В тот день танки Тесаржика помогли атакам соседей – советского 931-го стрелкового полка, а затем вместе с танками Буршика и автоматчиками Сохора прорвались в центр Киева и вышли к вокзалу.
После Киева у «трех мушкетеров» было еще немало славных сражений. И боевых ран. Осенью 1944 года на Дуклинском перевале, во время атаки танк комбата Тесаржика (он уже воевал на Т-34) обстрелял фаустпатроном гитлеровский смертник. От детонации и кумулятивного огня внутри башни вспыхнул пожар, из экипажа уцелел лишь он один. Из горящего танка его вытащили русские солдаты — тяжело контуженного, обожженного и потерявшего левый глаз. Тогда же был еще раз ранен и Сохор: из его тела в госпитале извлекли 218 осколков. Буршику повезло больше: «всего лишь» тяжелая контузия в начале 1945-го. Был представлен к ордену Суворова II степени, но наверху сочли, что капитану и командиру батальона это не по чину: снизили до ордена Суворова III степени.
Все три «мушкетера» после войны станут генералами. Но Антонину Сохору это звание присвоят посмертно. Иосифу Буршику – как почетное, лишь в ноябре 1989 года. Тесаржик честно пройдет все ступени служебной лестницы, но из-за характера «командира легких танков» он будет уволен из армии.
СТЕПАН ВАЙДА
Вечером 6 апреля 1945 года, во время боев за польский город Творкув, выстрел немецкого снайпера оборвал жизнь поручика Штепана Вайды. Недавно принявший командование танковым батальоном, Вайда был в команде «трех мушкетеров» — в Киеве он, тогда еще сержант, командовал танком «Жижков», на котором ворвался в город комбат Йозеф Буршик. Из сержанта получился отличный офицер, на его счет записано немало впечатляющих побед. За бой в танковом бою под городом Роговым, где он подбил два вражеских танка, самоходку, два противотанковых орудия, несколько миномётов и пулемётов, его уже представляли к званию Героя. Но его тяжелая Звезда пришла только в 1948 году…
Поручик Вайда, в действительности, русин Степан Николаевич Вайда, уроженец Закарпатья, которое перед войной входило в состав Чехословакии. Когда Венгрия отняла у Чехословакии его родные горы, он, еще до войны, с другом ушел через границу в СССР. В те суровые времена иллюзий у них не было – за незаконный переход границы друзья получили по три года лагерей.
Как и других добровольцев формируемого чехословацкого батальона, 12 января 1943 года его освободили указом Президиума Верховного Совета СССР. Окончив курсы в Тамбовском танковом училище, он достойно прошел свой боевой путь от Киева почти до границы страны, гражданином которой он был. А свою родину так и не увидел…
Вадим ФЕРСОВИЧ
Из очерка «Тяжелые звезды героев» журнал «Морской пехотинец» май 2015.