Вероятные приключения итальянцев в Афганистане
О тайной войне итальянского спецназа на западе Афганистана почти ничего не известно. Но даже когда в печать попали детали и результаты их работы всего за несколько лет, итальянские пацифисты подняли шум – ведь их земляки вообще не имели права здесь воевать! А потом наступил холодный ноябрь 2011 года.
БОЙ У АРЕНЫ
Примерно в половине десятого утра 3 ноября 2011 года на южной окраине Герата у шоссе в аэропорт раздался мощный взрыв. Перед массивными воротами в высокой стене два боевика-смертника подорвали набитую взрывчаткой машину. Через пролом моментально ринулись еще трое бородачей и завязали ожесточенную перестрелку с охраной.
Спустя несколько минут сообщение о нападении поступило в штаб коалиционных сил «Запад». Но и без рапортов все было ясно. Грохот взрыва и автоматные очереди раздавались всего в километре от штаба – базы Camp Arena, где базировались итальянский и испанский военные контингенты. Так же очевидно было и место боя — компаунд компании ES-KO. На западе Афганистана она выполняла контракт по обеспечению жизнедеятельности войск НАТО. Компания из Монте-Карло выполняла здесь вполне мирные миссии. Никому и в голову не могло придти, что на нее нападут. Даже ее охраной тогда занималась частная афганская фирма, а среди сотрудников было много иностранцев, в том числе, и из Италии.
Официальный рапорт о нападении командующий коалиционными силами на Западе Афганистана итальянский генерал Лучиано Портолано (Luciano Portolano) получил в 9.35 утра. Ситуация была сложной, но с одной позитивной деталью. Итальянская семейная пара из укромного уголка осажденного компаунда с выгодным обзором постоянно передавала точную информацию о происходящем. По их данным, в руках талибов находилось 18 заложников, включая трех итальянцев. Остальные сотрудники компании пока держались, запершись в одном из зданий. Нужно было действовать немедленно — боевики в любой момент могли добраться и до них. И уже через десять минут в штабе началась работа по «ликвидации угрозы и эвакуации итальянских граждан, забаррикадировавшихся в компаунде».
Было очевидно, что боевики не намерены жалеть ни себя, ни других. Поэтому, любая заминка неизбежно привела бы к расправе с заложниками. Вдобавок, бандиты продолжали бить в закрытые двери, за которыми оставалось еще два десятка людей. Даже если боевики не прорвутся за баррикады, что мешает им в любой момент пальнуть из гранатомета в окно? Поэтому, в первые же минуты нужно было огнем отсечь боевиков от гражданских лиц и максимально быстро эвакуировать тех в безопасное место. Штурм было решено проводить одновременно с нескольких направлений и плоскостей, и бить с максимально близкой дистанции. План был рискован, но оправдан ситуацией. Для доставки штурмовых групп и огневой поддержки привлекли вертолеты.
И все получилось. Штурм действительно стал полной неожиданностью для боевиков. Менее двадцати человек из группы антитеррора карабинеров и штурмовой группы спецназа ВМФ Италии одновременно атаковали захваченные боевиками помещения через окна, двери и крышу. Основные задачи по спасению людей были выполнены очень быстро. Эвакуация под огнем боевиков прошла успешно и никто из заложников и сотрудников компании не пострадал. Как заявил позднее министр обороны Италии, вмешательство итальянского спецназа позволило «эвакуировать 31 гражданское лицо, включая шестерых итальянцев, 24 иностранцев и афганца».
До полудня разобрались и с боевиками. Все террористы, как они и ожидали, были уничтожены. В ходе захвата погибло двое охранников, а среди раненых было трое афганцев – полицейский, и еще два охранника. Осколками при самоподрыве боевика был ранен в ногу оперативник из спецназа карабинеров, но, по словам представителя коалиционных сил, «его состояние не вызывало опасений». Среди пострадавших упоминался и загадочный «сотрудник разведки», но, как всегда, к какой спецслужбе он относился, так и осталось тайной.
Итальянские власти о деталях операции не распространялись. Министр обороны коротко заявил об «идеально проведенной» операции с привлечением сил быстрого реагирования, снайперов, вертолетов и «Task Force 45» – группы специальных сил Италии в Афганистане. Уровень подготовки боевых групп в свое время так же кратко оценил и командующий коалиционных сил генерал Стэнли Маккристал, заявив: «Я не раскрою детали. Только скажу, что получил возможность ознакомиться с работой и профессионализмом «Task Force 45», и думаю, что итальянцы могут гордиться своими солдатами». Так что же такое и чем занимается «Task Force 45»?
ВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В АФГАНИСТАНЕ
Группировка итальянских сил специальных операций в Афганистане называлась «Task Force 45». Один из итальянских журналистов писал о ней так: «Это крупнейший отряд специальных сил из когда-либо сформированных Италией со времен так называемой «Операции Ибис» в Сомали. Примерно двести профессионалов, открыто нарушая конституцию Италии, вместе с американской Delta Force и британским SAS участвуют в секретной операции Sarissa, целью которой является уничтожение талибов, в частности, в провинции Фарах». Конституция Италии действительно запрещает боевые действия своих вооруженных сил страны, если они не проводятся в интересах безопасности страны. Но разве не в интересах Италии было освобождение ее граждан в Герате?
Впрочем, цитата относится к статье, написанной еще до гератской операции. Тогда дотошные итальянские журналисты опубликовали список спецопераций, проведенных итальянским спецназом и силами быстрого реагирования на западе Афганистана с осени 2006 года и охватывающий неполные два года.
Честно говоря, не все операции «Task Force 45» можно считать «оборонительными», но ведь известно, что лучший способ обороны – нападение. Видимо, этим и руководствовались ее командиры. Итак,
Cентябрь 2006 года. Группы «Task Force 45» и десантники отряда 66-го полка «Триест» вместе с подразделениями афганской и американской армии участвуют в операциях «Wyconda Pincer» и «Wyconda Pincer — 2» в уезде Бала Булук провинции Фарах. Итальянцами в боях уничтожено, по крайней мере, семьдесят талибов. Министерство обороны Италии отдает строгий приказ ничего не сообщать об операции.
1 октября 2006 года. Те же силы, принимают участие в совместной с силами США и афганской армии операции «Wyconda Rib» в уезде Гулистан, провинции Фарах, по восстановлению контроля над захваченной две недели назад талибами территории. Детали до сих пор неизвестны.
10 декабря 2006 года. Генерал Антонио Сатта координирует операцию наземных сил афганской армии и ВВС США в районе Бала Булук, провинции Фарах. Сюда проникла группа талибов для совершения нападений на «кольцевую дорогу», ведущую в Герат. Афганских солдат из 207-го корпуса в операции сопровождают итальянские советники из команды обучения и связи (OMLT). Уничтожено, по меньшей мере, девять боевиков.
21 февраля 2007 года. Итальянцы принимают участие в операции афганской армии по освобождению от боевиков уезда Баква, захваченного талибами двумя днями ранее. В ходе операции уничтожено, по крайней мере, двадцать боевиков.
11 марта — 10 апреля 2007 года. Группы «Task Force 45» и десантники итальянских сил быстрого реагирования принимают участие в спецоперации «Tiger Achilles» с задачей блокировать пути отступления талибов из Гильменда в Фарах. Министерство обороны сначала отрицает участие итальянских сил, но происходит утечка информации из Мадрида. Оказывается, за этот период итальянский спецназ провел многочисленные рейды и засады. СМИ сообщают лишь о трех.
27 апреля 2007 года. В уезде Шинданд провинции Герат генерал Антонио Сатта координирует воздушные удары ВВС США по позициям талибов в долине Зиркох. В первом же бою убито 49 талибов, включая двух полевых командиров. Несколькими днями позже, в ходе 14-тичасового боя в другой части долины уничтожено еще 87 талибов. Погибли и мирные жители, что вызвало массовые протесты в стране. Сатта заявляет, что операция проводилась по плану итальянских команд в Герате и итальянские вертолеты организовали эвакуацию раненых, Министерство обороны Италии утверждает, что об этой операции ему ничего неизвестно.
10 августа 2007 года. В районе Бала-Мургаб провинции Бадгис колонну испано-афганской техники атакуют талибы. Стрелки отряда 1-го полка бригады берсальеров «Гарибальди» сил быстрого реагирования два с половиной часа ведут бой. Впервые в бою принимают участие итальянские ударные вертолеты A-129 «Mangusta». Десятки боевиков убиты.
22 августа 2007 года . В ходе разведывательного рейда, в районе Бала Булук, провинции Фарах, колонна итальянских броневиков «Lynx» попадает в засаду талибов. Итальянские солдаты вступают в бой и вызывают «мангуст» из Герата. «Засадный полк» талибов уничтожен.
19 сентября 2007 года. Группы «Task Force 45» и стрелки из сил быстрого реагирования, при поддержке двух вертолетов «Mangusta» принимают участие в спецоперации «Palk Wahel». Задача — блокировать пути отступления талибов из провинции Гильменд, где проводится масштабная операция войск коалиции, в провинцию Фарах.
5 октября 2007 года. Альпийские стрелки отряда 5-й бригады «Юлия» ночью атакуют укрепления талибов в долине Мусахи, в 40 километрах к югу от Кабула. Талибы пытаются отбиваться, но под огнем крупнокалиберных пулеметов бегут с поля боя.
1-21 ноября 2007 года. «Task Force 45» и снайперы из итальянских сил быстрого реагирования, при поддержке пяти ударных вертолетов «Mangusta» и восьми БМП VCC-80 «Dardo» при поддержке техники отряда 1-го полка бригады «Гарибальди» вместе с американскими морпехами и афганской армией ведут бои в уезде Гулистан провинции Фарах. Цель — восстановить контроль над этим районом, снова захваченном талибами в конце октября. В последующий период отчетов об операциях не поступало. Вся информация сводилась к сообщениям об изьятии крупных партий оружия и боеприпасов. Впрочем, операция «Sarissa» проводящаяся на протяжении многих лет велась независимо от планов основного контингента западной коалиции в Афганистане и сообщать о ее деталях никто итальянцев не обязывал. Но об одной операции узнали.
СТРАННОЕ ДЕЛО
24 сентября 2007 года в афганской провинции Фарах прошла успешная операция по освобождению двух оперативников итальянской внешней разведки SISMI. В последний раз их видели на полицейском блокпосту в провинции Герат за два дня до начала освобождения. Вместе с ними в плен попали и два афганца — переводчик и шофер. Уже после «дела», начальник оперативного управления группировки НАТО в Афганистане французский бригадный генерал Винсент Лафонтен (Vincent Lafontaine) заявил, что НАТО «очень быстро» начало принимать информацию о местонахождении итальянцев, что позволило быстро организовать операцию по их спасению. «Эта история со счастливым концом, так, как проблема была решена очень быстро».
Решение на проведение операции было принято после того, как разведка донесла, что похитители на двух машинах направляются на юг от города Фарах. В ходе операции было убито, по меньшей мере, девять бандитов и водитель оперативников, который, предположительно, помогал похитителям. Тогда же заместитель министра обороны Италии заявил, что итальянцев похитила банда уголовников некоего Муллы Худада, который собирался продать пленников талибам, и что оба пленника жестоко избивались похитителями. Талибы тут же заявили, что к данному делу никакого отношения не имеют. Позже стало известно, что задачей Лоренцо было отслеживать перемещение оружия через границу с Ираном. Более того, по словам его отца, он с напарником был послан через границу, в Иран. И все бы ничего, только вот остальные детали в первых сообщениях по этому поводу итальянских и британских официальных лиц разительно отличались.
Практически одновременно и официально в двух странах было заявлено, что пленников освободили именно их ребята. Причем, отдельно друг от друга. Хотя оба оперативника были ранены, и один из них серьезно, премьер-министр Романо Проди заявил, что операция прошла успешно. Далее, в итальянской версии сообщалось, что итальянским коммандос помогали британцы, немцы и американцы, которые отслеживали передвижение похитителей с БЛА «Predator» и вертолетов.
А вот британцы в тот же день озвучили совсем другую версию. Официальные лица заявили, что итальянских оперативников освободили флотские коммандос SBS. Сообщались и детали. Британский спецназ из эскадрона «С» налетел на бандитов на 4-х вертолетах, снайперы из крупнокалиберных винтовок пробили двигатели внедорожников, поубивали кого смогли и, в дальнейшем, эффективно прикрывали группы захвата, которые и завершили это богоугодное дело.
Что касается итальянского спецназа, то британцы сразу заявили, что он лишь отслеживал передвижение похитителей, наблюдая за ними до самого начала операции. Другие источники вообще утверждали, что итальянцы по ошибке штурмовали некое здание неподалеку от места проведения операции, где перед отбытием на юг невезучие похитители держали пленников.
Почему же возникло такое странное разночтение? Возможно, из-за того, что 4 октября от пулевых ран, полученных в ходе его освобождения, умер один из освобожденных оперативников, Лоренцо Д’Ауриа (Lorenzo D’Auria). И было очевидно, что ранен он был освободителями. Медициной на юге занимаются британские военные медики и, вероятно, надежд на его спасение у них не было с самого начала. Может быть, все было и по-другому, только вот отношение итальянской общественности к подобным происшествиям таково, что вполне можно предположить, что британцы взяли «вину» на себя, чтобы вообще не лишиться братьев по оружию.
Может быть, когда-нибудь, участники «Task Force 45» так же, как сейчас их коллеги, будут писать воспоминания и станут на родине героями. НО уже сейчас можно представить те части итальянского спецназа, представители которых уж точно помнят цвет афганских звезд .
ТУТТИ-ФРУТТИ ПО-ВОЕННОМУ
Италия вступила в афганскую войну 7 ноября 2001 года. Основу сил регионального командования «Запад», как и раньше, составляют итальянские горные стрелки. Сейчас это — три роты альпийской Туринской бригады (Brigade Taurinense). На постоянной основе в Афганистане находится и рота 4-го альпийского парашютного полка «Монте Сервино» (4° Alpini Paracadutisti Monte Cervino) – одного из трех полков специальных сил итальянской армии.
Но, в составе итальянского контингента служат, например, и карабинеры для особых заданий и выполнения функций военной полиции, и два десятка таможенников для обучения афганской пограничной полиции и примерно 40 человек из охраны аэродромов ВВС, которые вместе с албанцами сторожат базу Camp Arena и аэродром Герата. В боевой состав итальянского контингента помимо четырех пехотных рот (3 горнострелковых и 1 механизированной (берсальеры)) входит и составная группа сил специального назначения (примерно рота). О ней и речь.
Что касается состава и подчинения итальянского спецназа, то римляне, со свойственным им коварством все долго мешали и путали. В прошлом году было, например, создано Командование специальных сил сухопутных войск (Comando Forze Speciali Esercito (COMFOSE). Таким образом, армейский спецназ вроде бы отделился от созданного в 2004 году штаба межвидовых специальных сил (Comando Forze Speciali Interarma (COFS). Но в этом году у бригады «Фольгоре» (Folgore) отняли и перевели в COFS два отряда специальных сил. Впрочем, при развертывании за операции отрядов всех видов вооруженных сил (СВ, ВМС, ВВС и карабинеров) в любом случае отвечает штаб COFS. Соответственно, Task Force 45 подчиняется ему.
В «Task Force 45» представлены все разновидности итальянского спецназа. Итальянский контингент рассредоточен на нескольких базах и FOBах. Основные силы – на базах в Герате и Фарахе. Соответственно, и «Task Force 45» разделена между двумя этими базами и, в основном, проводит операции по перехвату караванов с оружием и уничтожению лидеров талибов в западном Афганистане.
Разделили «Task Force 45» на две «дочерние» команды. Это «Task Force «Alfa»» (TU-A) с базой в Герате(Camp Arena) и «Task Force «Bravo»» (TU-B), с базой в Фарахе (FOB «El Alamein»). Так же поделили и входящие в их состав так называемые «оперативные отряды» (Distaccamenti Operativi):
— Оперативный отряд коммандос «Condor 34» — 3-4 группы 9-го парашютного штурмового полка «Кол Мошин» (Командование специальных сил);
— Оперативный отряд коммандос «Caimano 69» – спецназ COMSUBIN(ВМС). Только это не боевые пловцы, а рейдеры — GOI (Gruppo Operativo Incursori). Они и одеваются по-разному. Так, рейдеры носят зеленый берет, а их коллеги — боевые пловцы – голубой. Специализация рейдеров — инфильтрация и долгое пребывание на вражеской территории для разведки и диверсий, контртеррористические операции и освобождение заложников. Именно их группа освобождала людей в Герате. По слухам, дежурные боевые группы Task Force 45 состоят из рейдеров GOI и операторов GIS.
— GIS (Gruppo di Intervento Speciale) — оперативный отряд карабинеров – группа специального вмешательства (антитеррор) представляющая спецназ итальянских внутренних войск – карабинеров. Создан он в 1978 году, а в 2004 стал отрядом специальных сил. В нем всего 100 человек, разбитых на три боевые секции и секцию снайперов и разведки. Каждая боевая секция делится на группы из четырех человек. Соответственно, в гератской операции должно было принимать участие три группы GIS.
— Оперативный отряд коммандос «Icaro 30» представляет 17-е крыло коммандос (Commandos Stormo) (ВВС); Наиболее секретная разновидность итальянского спецназа. Известно, что боевой единицей является «эскадрилья» («squadriglie»). Всего их 4, в каждой – от двух до четырех групп по 8-12 человек. В Афганистане, скорей всего, их задача – сложные случаи поиска и эвакуации летчиков.
И, наконец, оперативный отряд рейнджеров представляет 4-й альпийский парашютный полк «Монте Сервино».
Несмотря на внушительный состав и признание коллег по цеху, итальянское командование вынуждено всячески скрывать мероприятия своих специальных сил. Возможно, по этой причине и появилась удивительная интерпретация одной, довольно простой спецоперации.
Вадим Ферсович
Перепечатка всего текста или его части только с ссылкой на The Charge