Как посол США в Сирии двух президентов обманул
Американские послы любят устраивать революции. Когда летом 2011 года посол США в Сирии Роберт Форд, без разрешения правительства этой страны, вместе с послом Франции приехал в охваченный волнениями город Хама, там, на улицах уже стояли блокпосты повстанцев и высились горы автомобильных покрышек. Чем это может закончиться, было ясно. Но Форд спокойно заявлял: «Меня не особо беспокоит (недовольство сирийского правительства), так, как мы должны показать свою солидарность с мирными участниками протестов». Именно этот демарш называют искрой, из которой окончательно разгорелось пламя гражданской войны. Желал ли такого развития событий президент США? Не факт.
В мае 2014 года уже бывший посол Форд заявил о том, что причиной его ухода с дипломатической службы стало несогласие с политикой Белого Дома в отношении Сирии. Странное заявление. В конце 2010 года республиканское большинство в сенате выступило против возобновления дипломатических отношений с Сирией, и тогда Обама назначил Форда послом своей властью. Очевидно, что Обама считал Форда своим человеком и в Дамаске тот должен был воплотить в жизнь определенные планы президента США. И Форд, прибыв в Дамаск за два месяца до начала массовых беспорядков, вначале действительно занимался вопросами противодействия терроризму и даже выражал сочувствие потерям сирийских сил безопасности в борьбе с уже тогда активно действующими в стране исламистскими группировками.
Но потом он стал открыто демонстрировать поддержку США «светскому» протестному движению, апофеозом чего и стала приснопамятная поездка в Хаму. Государства направляют своих послов в другие страны для того, чтобы они работали с их правительствами, а не боролись с ними. Но через три года после начала гражданской войны Форд открыто сетует на то, что «администрация не хотела воздействовать решительным образом на положение на главном участке противостояния власти и оппозиции, то есть на военном». Если дипломат видит свою задачу в свержении существующего режима, а единственный метод достижения своих целей в международных отношениях – разжигание раздоров и угрозы применения силы, это очень странный дипломат. Если это вовремя понимает принимающая сторона, посла санируют на родину. Но Форд сидел в Дамаске до 2014 года.
Ничто на Земле не проходит бесследно. Как и на предыдущих местах работы в Алжире, Бахрейне и Ираке, в Сирии Форд неуклонно разрушал свою личную репутацию как дипломата, участвуя в сомнительных акциях поддержки разрозненных и своекорыстных оппозиционных сил. И вот, после неудачного участия на стороне оппозиции в межсирийских переговорах в Женеве, у Форда, тогда де-юре еще посла в Сирии, похоже, просто не осталось работы. Еще зимой 2014 года его кандидатура рассматривалась на пост посла США в Египте, но Каир дал ясно понять, что персона Форда его совсем не устраивает и госсекретарь США даже не стал официально ее предлагать на рассмотрение в сенат. Больше посылать Форда было просто некуда. И теперь Форд, вместо славы ниспровергателя режимов довольствуется скромным стулом преподавателя вашингтонского Ближневосточного института (Middle East Institute)
Еще в августе 2011 года в программе Кристиан Аманпур «This Week» тогда еще посол США в Сирии Роберт Форд обещал – президент Сирии Башар Асад и его правительство останутся в прошлом. Через три года в прошлом остался он сам. Такой вот парадокс. Или закон природы.